В церковной жизни все устроено к нашему исправлению и спасению. Поэтому так важно, знать и понимать, что происходит, куда и как ведет нас этот путь. Все воцерковленные люди знают, что 27 февраля 2017 года начинается Великий пост. Но духовная подготовка к нему должна идти уже сейчас. В этом нам помогают особые седмицы, которые открывает неделя о мытаре и фарисее.
Вспомнить о смирении и покаянии
Христиане с самых первых веков постоянно сокрушались о своей немощи и ветхости. Но мы понимаем, что между «бессилием» былых подвижников веры и нашей трагической неспособностью сосредоточиться, углубиться в молитву, почувствовать благодать Божию сердцем – простирается пропасть…
Делание Великого поста для большинства из нас сводится к насильственному удержанию себя от вкушения мяса, молока и выстаиванию более продолжительных служб. При этом все мы, как заученное, твердим, что пост должен быть внутренний, духовный. Но приступить к нему правильно многим оказывается не под силу. Именно в этом нам споспешествует целая седмица, посвященная одной притче Святого Евангелия от Луки (18:10 -14).
История о мытаре и фарисее проста и вечна. Можно смело сказать, что ее герои – не два отдельных человека, а две стороны личности каждого из нас. Мы не обвиняем фарисея не потому, что «христианин не должен никого винить», а потому, что видим его в самом себе. Ведь за каждый хороший или даже просто нормальный поступок мы обязательно хвалим себя. Пусть мимолетно, но отмечаем: «Я смог. Вот мне удалось» – наверное, некоторые не забывают следом поблагодарить и Бога. Но факт удовлетворения своим поведением непреложен.
Мытарем же мы чувствуем себя, увы, намного реже. Зачастую такое настроение посещает нас только после по-настоящему плохого поступка, в котором никак не удается себя оправдать. А бывает и так, что место мытаря занимает все тот же фарисей, когда человек просто знает, КАК внешне выглядит покаяние, КАКИМИ словами следует молиться… Но Господь, конечно, смотрит не на внешность, а прямо в сердце.
И вот, умудренные огромным пастырским опытом, достигшие духовных высот творцы Церковного устава отвели нам целую неделю на то, чтобы обдумывать четыре евангельских стиха. Необходимо усмотреть в себе обоих героев притчи и попытаться приблизиться к мытарю. Он сокрушен, немногословен, для него Бог не в многообразных законах, правилах и установлениях, а во всеобъемлющей милости. Только об этом и остается молиться человеку, на это стоит уповать.
Неделя о блудном сыне
С такого короткого, но невероятно сложного для истинного переживания покаянного вздоха мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному» – начинаем мы наше приближение к Великому посту. И, помня о том, что благодать Божия всегда способствует человеку, на следующей седмице мы будем вспоминать притчу о блудном сыне (Лк 15:11 – 32).
Лишь осознав свою полную и безысходную нищету, человек отрешается от гордости и способен вернуться к источнику любви и блага. Раскаяние и ужас сына исцеляются радостью отца, его безусловным прощением. И это опять про нас! Нашего покаянного возвращения ожидает Тот, к Кому мы молитвенно обращаемся «Отче наш!». И Он готов встретить каждого, очистить от скверны и облагодетельствовать бесценными дарами.
Эта же седмица является уже мясопустной (последней, когда можно есть мясо). Мы продолжаем нашу подготовку не только духовную, но и телесную, хотя впереди еще масленичная неделя с ее угощениями.
Неделя о Страшном суде
Не будем медлить с покаянием:
Яко несть в смерти поминаяй Тебе: во аде же кто исповестся Тебе?
(Пс 6:6)
Последняя седмица перед Великим постом являет нам, что ожидает нас во втором пришествии Спасителя. Об этом повествует святой апостол и евангелист Матфей (25:31 – 46). Его рассказ о Страшном суде со всей ясностью открывает окончательное решение участи каждого человека, оправданного или осужденного:
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Мф. 25:46)
И это не чей-то приговор, который состоится в неизвестной будущности. Это выбор, который мы должны сами сделать здесь и сейчас! Нам дан пример искреннего покаяния мытаря, пример милости отца и еще бесконечное множество сюжетов Священного Писания и Священного Предания. Своей свободной волей, которая является отражением всемогущества Творца, мы можем и должны определить путь, по которому пойдем – к Богу или от Него.
В таком умонастроении стоит вступать в Великий пост. Пусть он станет реализацией принятого решения, временем целенаправленных шагов, духовного очищения и роста. В ожидании победы Пасхального Воскресения и непрестанным уповании на Господа, сказавшего:
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Мф. 11:28 – 30)
просмотры (74)