Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские

petr-fevroniya1Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские — покровители православной семьи. Их брачный союз уже более восьми столетий лет являет пример истинного супружества. В XX веке их образы словно отступили в тень, но не истерлись из народной памяти. Сегодня дата их праведной кончины — 8 июля — опять празднуется, как день православной семьи. Новобрачные мечтают быть похожими на князя и княгиню, сохранивших свою чистую любовь до последнего вздоха. А те, у кого в семейной жизни не все ладится, обращаются к Петру и Февронии с надеждой и горячей молитвой.

Познакомимся кратко с основными вехами жития святых. А точнее, “Повести о Петре и Февронии”, написанной в XVI в. известным агиографом (составителем житий) времен Ивана Грозного Ермолаем (в монашестве Еразмом). Нужно отдать автору должное: он сумел наполнить историю благоверных мужа и жены глубокими аллегориями, дающими повод к душеполезным размышлениям.

Жених и невеста

Обычно «историю любви» начинают непосредственно со встречи двух ее главных героев. Но из «Повести» мы сперва узнаем о подвиге князя Петра. Знаменательно, что он сражается со змеем, защищая честь своего старшего брата и его супруги. Враг повержен, но Петр, обрызганный кровью чудовища, покрывается язвами и струпьями.

Можно воспринимать этот эпизод, просто как сказочный сюжет, вставленный автором в житие святых, за недостатком исторических фактов. Но стоит остановиться и подумать, что болезнь Петра произошла именно от крови змея-насильника, покушавшегося на неприкосновенность брака и женскую честь. Еще будучи молодым человеком герой вступается за именно за эту святыню и сам оказывается смертельно отравлен.

В чем тут дело? — Конечно, в промысле Божием. В том, что все люди нуждаются в восполнении своих недостатков, слабостей, несовершенств. И такую полноту большинство может обрести в браке, соединении «во плоть едину». Господь направляет молодого князя на поиски той, которая окажется достойна и способна восстановить его природу: телесно и душевно. Если бы Петра не постиг неисцелимый недуг — он никогда бы не встретил свою суженую. А встретив, никогда не женился бы на ней.

Феврония — дочь бедного бортника (собирателя дикого меда) из соседнего княжества (Рязанского). Один из слуг муромских князей находит ее в маленькой избушке и рассказывает ей о страданиях своего господина. И тут мы, вслед за княжеским посланником, поражаемся, какое сокровище духовной мудрости открывается в нарочитой бедности и простоте!

Крестьянская девушка сразу понимает причины болезни Петра, знает и средства ее лечения. Вернее сказать: она их провидит, что указывает на чистоту души и обладание дарами Духа Святого. Феврония обещает исцелить князя, прося в благодарность взять ее в жены. Измученный Петр устно соглашается, хотя и не собирается выполнять обещание. Здесь вспоминается выражение «по одежке встречают» — княжич не желает жениться на безродной девице. Но Феврония и вправду прозорлива: она лечит Петра, оставляя на его теле одну язву, от которой болезнь постепенно снова распространяется. Тогда ее суженый окончательно все понимает.

А что мы можем понять, читая эту «Повесть»? — Что настоящий христианский брак строится не на социальных или имущественных принципах. Не об этом стоит заботиться, а о духовной глубине человека, который готов стать нашей «второй половиной». В этом отношении Феврония богаче всех боярынь вместе взятых. Супружество полностью и навсегда исцеляет князя.

petr-fevroniya2

Муж и жена

В браке Петр и Феврония преодолевают трудности вместе. Собственные подданные изгоняют их из Мурома. По пути мудрая княгиня тонко наставляет слугу, засмотревшегося на нее. Она предлагает ему зачерпнуть воды с одной и другой стороны от лодки и спрашивает, чувствует ли он разницу, а потом говорит:

Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?

Она поддерживает мужа: по ее слову два срубленных молодых деревца за ночь укореняются снова и вырастают в могучие деревья. Петр очень воодушевлен таким чудом. А вскоре к ним являются гонцы из Мурома, которые умоляют княжескую чету вернуться в город, чтобы прекратить распрю бояр.

Тем не менее, в такой любви и согласии благоверные супруги не нажили детей. Почему? — Это тайна Божьего промысла о них. Тут можно упомянуть, что жена «спасется через чадородие» (ап. Павел, 1 Тим. 2:15), а Феврония явно была щедро одарена благодатью Господней уже и до замужества. Вспоминаются и другие браки святых, например, Захарии и Елисаветы, которым Творец даровал детей только в старости. Но у Петра и Февронии не было подобного предназначения — они шли своим путем к совершенно ясной цели, ради которой, вероятно, блюли целомудрие…

Инок и инокиня — вместе до гроба и за гробом

Под конец жизни князь с княгиней приняли постриг (с именами Давид и Евфросиния). Но это не умалило их любви друг к другу — оба горячо просили у Бога смерти в один день и час. Удивительно! Такие «романтические идеи» обычны для юных новобрачных. Вспомним начало супружеской жизни Петра и Февронии — не очень-то князь хотел жениться на «простушке». И вряд ли тогда, в начале совместного пути, он мечтал умереть вместе с ней. Но с годами их взаимные чувства безмерно усилились.

Как преодолеть выгорание, привычку, накопление взаимных обид, без которых невозможна долгая совместная жизнь? — Пример святых благоверных князя и княгини дает ясный ответ: возрастание в вере, во Христе, в любви Божией сообщает человеку и дар любви к ближнему. Это абсолютно взаимообусловленные явления. Петр и Феврония готовились к монашеству, возгревая в себе любовь ко Господу, и Святой Дух просвещал их разум, духовное зрение, благодаря чему они открывали все больше красоты друг в друге.

Постриг — смерть для мира. Монах и монахиня перестают быть супругами в житейском и каноническом смыслах. Но духовная близость — неразрывна.

Князь и княгины были уверены, что их молитва о единовременной кончине услышана. Они велели приготовить усыпальницу на двоих с тонкой перегородкой, где завещали похоронить свои тела. Когда Петр и Феврония (Давид и Евфросиния) преставились — в один день и час — возникло недоумение, как можно погребать инока и инокиню вместе. Их решили положить отдельно. Но новые гробницы несколько раз оказывались пусты, а тела, чудесным образом, обнаруживались в том самом, семейном, гробе. В результате, супругов все-таки погребли, согласно их завещанию.

Рака с мощами свв. благоверных князей Петра и Февронии

Рака с мощами свв. благоверных князей Петра и Февронии

Не шаблонная история

Мы помним фразу Льва Толстого из романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Но “Повесть о Петре и Февронии” прямо опровергает тезис Льва Николаевича. Были ли они счастливы в браке? — Очевидно, если молились о единовременном преставлении. Много ли мы знаем подобных историй семейного благополучия? — Конечно, нет. Их судьба совершенно уникальна не только и не столько из-за сказочности сюжета, поведанного агиографом. Можно отбросить все подробности о чудесах: и тем не менее, жизненный путь князя и крестьянки, полный интриг и гонений, завершившийся совместным постригом и объединением за порогом смерти — не укладывается ни в один шаблон.

История Петра и Февронии не дает никаких схем семейного счастья. Точнее сказать, дает слишком общие рецепты: нужно искать не внешнего, а внутреннего богатства, нужно хранить верность и поддерживать друг друга в любых испытаниях… Это всем известно, но, увы, такое знание почти никогда не спасает пары от бед. Причем, вопреки Толстому, наши несчастья вполне стандартны.

Так почему почитание благоверных Петра и Февронии Муромских не угасает в нашем народе на протяжении веков?

Ценность этой истории в том, что она реальна!

Троицкий женский Муромский монастырь

Троицкий женский Муромский монастырь

Историки до сих пор спорят, с какой именно княжеской четой соотнести святых супругов. Однако сегодня их мощи покоятся в Троицком женском монастыре города Мурома. Для верующего человека, в общем, не так уж важно, жили Петр и Феврония в XIII или в XIV веке. Главное, что мы и теперь можем прийти к ним со своими горестями. Ведь у Бога все живы.

Бог не есть Бог мертвых, но живых

(Мф. 22:32)

Прикладывая усилия к совершенствованию самого себя и своей семейной жизни, каждый человек получает действенную помощь и от Бога. Святые, своим предстоянием перед Его Престолом, восполняют и усиливают наши молитвы. Поэтому обратимся к ним словами тропаря:

Мира сего княжение и славу временну помышляя,
сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,
купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,
милостынею и молитвами Богу угодивше.
Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,
исцеление невидимо подаваете,
и ныне Христу молитеся,
сохранити град же и люди, иже вас славящих.

просмотры (71)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *